ИРИНА ЦЫПЛЕНКОВА

Обучение нон-стоп:
порядок в учебных
материалах и в голове

Как хранить учебные материалы, легко отпустить устаревшую информацию и внедрить привычку использовать полученные знания
Статья написана специально к эфиру про хранение учебных материалов на фейсбуке. Смотреть➡️
Концепция непрерывного образования, стремительно меняющаяся обстановка на рынке труда, появление новых технологий и профессий, а также расцвет онлайн-обучения — все это приводит к тому, что сейчас мы учимся гораздо чаще, чем наши мамы и дедушки.

В их времена информация была важнейшим ресурсом, образование — ценным активом, показателем статуса и «гарантией куска хлеба». Сейчас выигрывает не тот, кто просто обладает знаниями. Знаний — полно, только протяни руку да открой кошелек. Сегодня важно быстро найти именно ту информацию, что нужна прямо сейчас. И грамотно действовать, а не накапливать знания «впрок».

Заведите привычку фильтровать на входе

Знания — это ресурс. И чтобы получить их, приходится тратить более универсальные ресурсы: деньги и время. Эти инвестиции должны окупаться.

Например: почему-то распространено мнение, что английский нужно знать всем.
Нет. Не всем. Английский стоит выучить, если есть сильное желание работать в международной компании, заводить друзей по всему миру, читать «Гарри Поттера» или Уильяма Блейка в оригинале. А «просто так» и «шоб было» — такие инвестиции можно себе позволить разве что в безусой юности, когда времени — вагон и маленькая тележка. Или если процесс доставляет огромное удовольствие. Это да. Это резон.

Поэтому, прежде чем потянуться к кошельку и купить очередной онлайн-курс или оплатить участие в марафоне, задайте себе эти вопросы:
  • Окупится ли это обучение?
    • На сколько вырастет ваш доход или зарплата?
    • Сколько времени этот курс вам сэкономит в дальнейшем?
    • Какие возможности и ресурсы у вас появятся благодаря этим знаниям?
  • Насколько сильно ваше желание пройти это обучение?
    • Жаждете всем сердцем?
    • Чувствуете, что вам туда «ТОЧНО НАДО!»?
    • Или «надо бы» и «почему бы и нет?»
  • Какие конкретные практические задачи, стоящие перед вами уже сейчас, вы научитесь решать лучше/быстрее?
    • Качественно лучше начнете вести свой блог?
    • Сможете наконец-то исполнить мечту и самой себе сшить платье?
    • Будете легче планировать свое время и больше успевать?
  • Вы абсолютно уверены, что по итогам курса все будет именно так?)
Убедитесь в квалификации ведущих курса, посмотрите их видео из открытого доступа, поспрашивайте рекомендации у знакомых «в теме». Повысьте свои требования к обучающим программам. Это сбережет ваше время, нервы, деньги и пространство на жёстком диске или в ящике рабочего стола.

Проведите ревизию накопленных
учебных материалов

К учебным материалам относятся конспекты, блокноты с заметками, раздаточные материалы, распечатки, справочники, учебники, книги по теме изучения.
Школьные прописи и дневники, ваш первый рисунок пастелью и эссе с курсов писательского мастерства — не являются учебными материалами. Эти вещи обычно не несут практической ценности, зато важны нам по сентиментальным причинам, поэтому разбираться с ними нужно отдельно, это совсем другой процесс.

Алгоритм ревизии:
  • 1
    Соберите все учебные материалы в одну кучу
    Это нужно для того, чтобы увидеть объем всего, что у вас есть. Также это поможет вам провести ревизию на 100%, ни о чем не забыв.
  • 2
    Быстро разделите все вещи на три категории: однозначно «до свидания», «надо подумать» и «точно да — хочу сохранить».
    Не задумывайтесь, не начинайте читать. Опирайтесь на интуицию, на чувства и ощущения.
  • 3
    Убедитесь, что все, что попало в категорию «точно да» все еще вам интересно, вызывает воодушевление, желание продолжить обучение этой теме и может принести пользу.
    Будьте честны с собой и разделяйте желание «когда-нибудь все-таки заняться бисероплетением» и искренний интерес, при котором хочется срочно засесть осваивать новые переплетения бусин.
  • 4
    Теперь разберемся с вещами из категории «надо подумать».
    Решение «выбросить - оставить» человек может принять очень быстро, и потом потратить много времени на то, чтобы убедить себя в правильности этого решения. Скорее всего, если ваша интуиция не смогла дать сразу четкий ответ, у вас было недостаточно информации.

    Изучите каждую книжку, распечатку или тетрадку, держа в уме следующие вопросы:

    • Какая конкретно информация, содержащаяся здесь, может мне понадобиться? Может, из всего материала вам нужно сохранить пару страниц?
    • Это информация из общедоступного источника? Просто ли ее будет получить при необходимости?
    • Есть ли в этой вещи сентиментальная ценность?
    • Есть ли простой способ оцифровать эти материалы?
    • Использовал(а) ли я когда-нибудь эту информацию с тех пор, как она у меня появилась?
    В ответ на эти вопросы вы, скорее всего, либо убедитесь, что можно без последствий с вещью попрощаться, либо поймете, что нужно сделать какое-то действие: добавить записанные на полях контакты одногруппника в телефонную книжку, отсканировать несколько страниц.

    Если дело займет меньше двух минут, сделайте его сразу же. Если же принятое решение предполагает более длительную задачу, наклейте на книжку стикер с решением и отложите в стопку «нерешенных дел».

    ВАЖНО: Не переходите к следующей вещи, не приняв решение о предыдущей.
  • 5
    Когда все решения приняты, вынесите на свалку/сдайте в макулатуру то, от чего решили избавиться. И переходите к организации хранения учебных материалов.

Зачем хранить учебные материалы?

Прежде, чем решать, как именно вы будете хранить учебные материалы: в цифровом виде на компьютере или в бумаге, в папках или в скоросшивателе, нужно понять, для чего вы хотите их сохранить.

В идеале, учебные материалы нужны для того, чтобы получить из них знания, запомнить их и начать использовать на практике. В таком случае большая часть самих материалов становится ненужной: все самое важное остается в голове.

Но иногда энергию, которую стоит направить в действия, люди направляют на обучение. Часто это паттерн, заложенный с детства: чтобы быть хорошей девочкой/мальчиком, надо хорошо учиться, а не строить бизнес, активно меняя мир вокруг. Или человеку не хватает решимости, уверенности в себе, и из-за этого ему кажется, что нужно еще подготовиться и чему-то доучиться, прежде, чем приступать к действиям.

Конечно, есть люди, которые просто любят учиться и активно используют постоянно пополняемый запас знаний. Мне просто кажется важным сказать, что смысл обучения именно в этом: подготовить нас к действию, дать необходимые знания, навыки, инструменты для того, чтобы созидать, менять свою жизнь и дарить что-то ценное миру.

Поэтому, думая о том, как вы будете хранить свои учебные материалы, подумайте о том, как часто и в каких процессах вы будете их использовать. Это подскажет вам и оптимальное место, и подходящий способ хранения.
Бардак моего молодого человека и аккуратные полочки с одеждой, которыми заведую я
Учебные залежи
Если ваши учебные материалы хранятся, как на картинке, вам будет сложно найти что-то в случае необходимости, и, скорее всего, даже не захочется в этот шкаф залезать.

Как хранить учебные материалы?

  • Храните учебные материалы все вместе по одной теме. Место выберите в зависимости от того, где вы будете ими пользоваться.
    Материалы по продвижению бизнеса в соц. сетях вам, скорее всего, понадобятся у компьютера, а схема нанесения макияжа smoky eyes — в ванной, рядом с косметичкой (или даже в ней). Чем удобнее место, тем больше шансов, что вы воспользуетесь материалами в нужный момент.
  • Используйте «емкости» для хранения, которые не дадут вам вечно накапливать информацию и в какой-то момент подадут тревожный звоночек: «Хозяин, что-то ты накопил многовато инфы, пора чистить!»
    Это касается как папок и коробок в физическом мире, так и папок в компьютере. В случае, если список файлов перевалил за несколько экранов, подумайте, можно ли выделить в этой информации какую-то новую понятную подкатегорию.
  • Сделайте так, чтобы с одного взгляда на тетрадь/папку/коробку понимать, что в ней.
    Используйте наклейки, подбирайте уникальные обложки/места хранения или просто подписывайте маркером. В компьютере уделите внимание понятным названиям и файлов, и папок.
  • Побродите по канцелярскому магазину и выберите оптимальный вариант хранения: папки, папки на кольцах, лотки для бумаг, скоросшиватели или картотеки.
    Удобное хранение учебных материалов можно организовать даже в простых прозрачных файлах.

Варианты хранения учебной информации:
Эту статью я подготовила для совместного эфира с Еленой Бекстер, консультантом по планированию, личной и деловой эффективности. Мы обсуждали тенденцию непрерывного обучения и стратегии обработки и хранения учебной информации. Чтобы не пропустить следующий полезный эфир, подписывайтесь на мой фейсбук. А чтобы поподробнее почитать о хранении учебной информации в электронном виде и о программах, которые помогут вам систематизировать материалы, переходите в блог Елены.
Ирина Цыпленкова
Организатор пространства, основатель проекта Полный порядок
Поделитесь с друзьями ⬇

Почитайте еще про порядок в доме, делах и голове:

Показать еще

Подпишитесь на мою рассылку. Пишу только тогда, когда есть, что сказать.
Напишите мне!
Задайте вопрос, поделитесь мнением про статью или запишитесь на консультацию
+7(916)393-31-04
tsyplenkova.i@gmail.com
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подписывайтесь на рассылку
Свежие статьи про наведение порядка в доме и голове, анонсы новых групп и проектов
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности